Участники совета рынка воды обратились в Минэкономразвития и коллегию по торговле Евразийской экономической комиссии с просьбой поддержать производителей упакованной воды в условиях экономического кризиса и пандемии и приостановить до конца 2020 года реализацию проекта маркировки.
Изготовители и импортеры констатируют изменение экономической ситуации, нестабильность спроса, спад инвестиций, а также сложности с поставками импортных компонентов и материалов, аналоги которых не производятся и/или не произрастают на территории Российской Федерации и стран-участниц ЕАЭС.
Коллективные письма на имя министра экономического развития Максима Решетникова и министра по торговле ЕЭК Андрея Слепнева подписали 4 отраслевых объединения рынка воды: Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (СПБН), Союз производителей бутилированных вод (СПБВ), Евразийский Альянс бутилированных вод (ЕАБВ), Дальневосточную ассоциацию питьевых, минеральных вод и безалкогольных напитков (ДАПМВБ) в состав которых входят отечественные производители минеральных и питьевых вод на долю которых приходится более 80% объема выпускаемой на российском рынке продукции.
Как заявил президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков: «Необходимо на период до конца 2020 года приостановить все текущие активности по маркировке для недопущения появления дополнительных факторов ухудшения положения как индустрии напитков, так и сектора АПК в целом».
Представители индустрии отмечают, что дополнительная маркировка воды контрольными идентификационными знаками представляется избыточной и необоснованной мерой, которая может стать дополнительной нагрузкой на бизнес и привести к сокращению рынка воды в Российской Федерации и, как следствие, снижению налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, сокращению количества рабочих мест, невыполнению показателей целого ряда Национальных проектов.
Кроме этого Совет выражает свою обеспокоенность в отношении процесса запуска эксперимента по маркировке воды в то время как, предприятия агропромышленного комплекса работают в условиях ограниченного доступа посторонних лиц в связи с пандемией. Несмотря на это сотрудникам ЦРПТ (оператор маркировки) выдано разрешение на посещения производств в обход этого правила, что может представлять угрозу для потребителей.
Также участники рынка воды обращают внимание на то что до сих пор отсутствует утвержденная методика оценки целесообразности маркировки упакованной воды, разработку которой в соответствии с решением Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции необходимо было завершить в срок до 31 марта 2020 года. Кроме этого маркировка предлагается как дополнительный способ борьбы с контрафактом, при этом по данным Роспотребнадзора уровень этого контрафакта на рынке воды не превышает 1,6%. Расходы российских производителей на организацию маркировки упакованных питьевых вод и прослеживаемости продукции составят порядка 40 миллиардов рублей (или порядка 5-6 рублей на 1 литр продукции). Эти вложения могут усилить кризисные тенденции не только в индустрии напитков, но и во всей пищевой промышленности.