Лоббисты молочной индустрии оказались, пожалуй, самыми эффективными в российской промышленности. Под их давлением введение обязательной маркировки молочной продукции в России снова откладывается — с января на май 2021 года. Основная причина, по словам инициаторов переноса, в недостаточной подготовке многих компаний к введению маркировки из-за пандемии коронавируса.
Маркировка переносится на май 2021 года, согласно новой «дорожной карте», которая есть в распоряжении Forbes. Подлинность документа подтвердили два источника, участвовавших в его разработке. По словам одного из них, «дорожная карта» была создана Минпромторгом, Минсельхозом, Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы маркировки), при участии представителей отрасли и Национального союза производителей молока («Союзмолоко», в него входят «Эконива», Danone, PepsiCo, «Молвест» и другие). Перенос сроков обсуждался также с Минэкономразвития.
Финальная версия документа была представлена на рабочей группе по внедрению маркировки в Минпромторге на этой неделе, говорит один из участников совещаний. Согласно документу, обязательной маркировка станет с мая 2021 года, но до этого — с января 2021-го участие в программе будет добровольным. На этом этапе ЦРПТ будет бесплатно выдавать коды маркировки, что подтвердил Forbes представитель оператора. Сколько планирует на это потратить ЦРПТ, в компании не уточнили, заявив лишь, что у производителей не будет ограничений по заказу кодов.
Документ должны согласовать профильные министерства, после чего его направят на одобрение в правительство. На момент написания материала в Минсельхозе не ответили на запрос Forbes. Представитель Минэкономразвития заявил, что вопрос переноса маркировки «находится в компетенции Минпромторга».
Ни о каком переносе сроков маркировки речь не идет, заявил Forbes замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. По его словам, речь о «поэтапном вводе»: «Требования по обязательной маркировке будут вводиться поэтапно для разных видов молочной продукции и типов хозяйствующих субъектов, начиная с 20 января 2021 года в добровольном порядке, обязательные требования — с 1 мая 2021 года, а через два года (с 1 мая 2023 года) мы подойдем к полной поэкземплярной прослеживаемости». Поэтапное введение маркировки Евтухов назвал «шагом навстречу рынку». «Мы понимаем, что ограничительные меры из-за коронавируса внесли свои коррективы, ряду участников оборота нужно больше времени». — говорит он. По его словам, бесплатная раздача кодов станет для компаний-производителей «дополнительным стимулом». «Предложенные изменения должны облегчить задачу и для зарубежных производителей, хотя некоторые из них, например, из Белоруссии готовятся в соответствии с графиками, их статус готовности местами даже выше, чем у российских компаний», — заключил Евтухов.
Все меры предложены для безболезненного входа компаний в проект, уверяет ЦРПТ. Перенос сроков обязательной маркировки всей продукции даст участникам рынка, а таких сейчас более 6000, дополнительное время на подготовку.