Этот злободневный вопрос стал темой дискуссии в программе на радиостанции «Комсомольская правда». Экспертами мероприятия выступили руководитель фракции «Справедливая Россия» в Государственной думе РФ Сергей Миронов, президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков, партнер Ernst&Young Анна Гусева, омбудсмен по малому и среднему бизнесу Анастасия Татулова, заместитель генерального директора Ассоциации российских фармацевтических производителей Ольга Пентегова и директор по качеству IDS Borjomi Алексей Макарушин.
В начале дискуссии Президент СПБН Максим Новиков обратил внимание слушателей на то, что проведение эксперимента по маркировке упакованной воды пришлось на период пандемии и экономического кризиса. Сейчас в условиях значительного спада продаж в категории, маркировка может усилить негативный экономический эффект и привести к новым негативным последствиям для индустрии. Спикер дополнил, что основной целью введения обязательной маркировки КИЗ декларируется борьба с незаконным оборотом. Однако наличие информации о производителе в единой системе маркировки не подтвердит при этом его добросовестность или недобросовестность. Выявлять нарушителей, как и прежде, будет Роспотребнадзор и другие контрольно-надзорные органы.
Лидер партии «Справедливая Россия» в Государственной Думе РФ Сергей Миронов подчеркнул, что большинству покупателей все равно: человек покупает товар и хочет, чтобы он был вкусным и недорогим, а в приложении «Честный знак» он эту информацию не получит. «В алкогольной продукции действует система ЕГАИС с 2015 года, однако сегодня, по официальным данным, 30-60% алкогольной продукции — контрафакт. Если главная цель маркировки — борьба с контрафактом, то мы видим, что система ЕГАИС 15 лет работает, а порядок не навели», — отметил депутат.
По данным Роспотребназора, в результате проверок около 19 тысяч проб в первом полугодии 2020 года упакованной воды доля нарушений составила менее 2%. Как считает партнер агентства Ernst&Young Анна Гусева, по результатам проведенного исследования возможных последствий внедрения маркировки КИЗ в отрасли производства безалкогольных напитков финансовый эффект становится положительным, только если доля незаконного оборота продукции составляет 17% и выше. Следовательно, опираясь на официальные данные Роспотребнадзора, введение маркировки при текущей доле нарушений не окажет положительного эффекта.
«С учетом доли незаконного оборота на уровне 1%, дополнительных операционных затрат на маркировку изменение чистой прибыли для бизнеса может составить до минус 30 миллиардов рублей, снижение доходов государства за 10 лет могут составить до 13 миллиардов рублей, а рост цен на продукцию может составить до 7%».
Директор по качеству IDS Borjomi Russia Алексей Макарушин отметил, что другого способа, кроме как вложить операционные затраты на внедрение маркировки в стоимость продукции нет. «Стоимость марки 50 копеек, добавляем НДС, закупку и обслуживание оборудования для маркировки, дополнительный персонал, то получается не меньше двух рублей. Мы производим 500 миллионов бутылок воды в год, получается, что один миллиард мы получаем дополнительных расходов. Это большая сумма для любой компании. С учетом, того, что маржа для производителей упакованной воды является низкой в силу специфики сегмента, то все эти затраты отразятся на стоимости продукции», — сказал он.
Кроме этого, производители утверждают, что сегодня нет качественно проработанных технологических решений. Как подчеркнул президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков, введение маркировки может вызвать снижение производительности оборудования, что было замечено в других отраслях. К тому же риску подвергнется использование ряда упаковочных решений, например, алюминиевая банка, на которую технологически нанести маркировку практически невозможно.
Директор по качеству IDS Borjomi Russia Алексей Макарушин добавил, что оператор маркировки предлагает технологическое решение для нанесения маркировки для производственных линий мощностью 30 тысяч бутылок в час. «Мощность наших линий — 50-60 тысяч бутылок в час, это 16 единиц в секунду. Оборудование, которое выдерживает такую скорость стоит очень дорого. ЦРПТ предложил нам решение для максимальной нагрузки линии — 30 тысяч бутылок в час. Если входить в эксперимент, то нужен подходящий вариант. Сейчас такого нет», — отметил он.
При этом решение со стороны оператора одно, а производственные возможности у представителей бизнеса разные. Для малых и средних предприятий затраты на приобретение специального оборудования для маркировки, особенно в текущих экономических реалиях, может обернуться банкротством.
«Надо оставить в покое малый и средний бизнес. Не надо добивать его сырыми решениями. Мне кажется, что это незапланированная акция по уничтожению маленького бизнеса в пользу крупного. Сегодня главное, что нужно сделать, это договориться с Правительством РФ, что до 2025 года этот вопрос о введении обязательной маркировки КИЗ на ряд продукции откладывается», — заявила омбудсмен по малому и среднему бизнесу Анастасия Татулова.
Участники дискуссии отметили, что механизм работы системы до конца не отлажен. При неправильном нанесении маркировки продукция будет отправляться на переработку, что выльется в дополнительные издержки для бизнеса. Сейчас больше всего от сбоев в системе маркировки КИЗ пострадала фармакология. Как отметила заместитель генерального директора Ассоциации российских фармацевтических производителей Ольга Пентегова, обязательная маркировка была внедрена с 1 июля 2020 года, однако участники рынка еще на стадии эксперимента неоднократно указывали на низкую работоспособность системы и ее неспособность обеспечить бесперебойное движение продукции.
«Эксперимент в нашей отрасли проходил с 2017 года, однако никаких выводов не сделано, Сегодня мы пожинаем плоды неэффективной работы системы мониторинга движения лекарственных препаратов. 30 сентября 2020 года произошла серьезная авария в системе маркировки, когда были потеряны все данные, которые были внесены в системы до этого. Кто будет их восстанавливать — неизвестно, решения нет до сих пор. В результате возникли перебои с поставками», — рассказала она. Сегодня в отрасли ввели упрощенный порядок оформления продукции до 1 февраля 2021 года. По словам Ольги Пентенеговой, к этому времени нужно настроить все процессы и отладить программу.
Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод предложил остановить эксперимент по внедрению маркировки КИЗ в отношении упакованной до появления необходимых технологических решений, способных обеспечить маркировку высокоскоростных линий в индустрии, и проработки всех элементов системы во избежание проблем, которые возникли в фармакологической отрасли. Кроме этого, производителям требуется больше времени для подготовки.
«Реальные испытания маркировки в нашей отрасли начались в сентябре, поэтому говорить о том, успеем ли мы подготовиться к 1 марта 2021 года, в то время, как другие сегменты рынка готовились несколько лет, невозможно. В целом, необходимо рассмотреть итоги экспериментов введения маркировки в других отраслях, чтобы оценить ее эффективность и целесообразность. В дорогостоящих сегментах это не спасает от теневого рынка, а в индустрии производства упакованной воды, считаю, это нецелесообразно и является лишним обременением для бизнеса», — подытожил президент Союза Максим Новиков.
Обсуждение эксперимента по маркировке КИЗ упакованной воды продолжится на площадках законодательных органов власти и контрольно-надзорных ведомств.